Что не является страховым случаем по осаго

 

Список страховых случаев и что такое страховой случай по ОСАГО. Когда можно получить выплаты по страховке и когда ОСАГО не выплачивается в 2019 году. Страховой случай – это неприятное происшествие не только для автомобилистом, но и особенно для автомобильных страховщиков. Первая сторона договора считает потери и убытки для собственного имущества крайне нежелательным событием, а при этом страховщик, как другая сторона, должен выплатить компенсацию, этим самым теряя собственные доходы.

Какие нужны документы

Заявление предоставляется с полным пакетом нужной документации. Такое условие предусмотрено для того, чтобы страховщик мог проверить достоверность получивших фактов о происшествии.

Поэтому, если потерпевший обращается за возмещением ущерба по полису ОСАГО, то ему следует предоставить:

  • саму заявку о страховой выплате;
  • заверенную юристом копию заполненных паспортных страниц;
  • доверенность об представлении интересов выгодоприобретателя (если это необходимо);
  • реквизиты банка, если будет производится безналичная выплата;
  • доверенность от потерпевшего, если он самостоятельно не может обратиться в страховую службу;
  • справка о наступлении аварийного случая на дороге;
  • извещение о ДТП;
  • справку инспектора ГИБДД.

Следует помнить, что извещение о ДТП заполняется как потерпевшим, так и виновником происшествия, поэтому о его заполнении следует подумать ранее.

В крайнем случае можно заполнять бланк одной стороной, если кто-то из участников отказывается от оформления документации.

Заявление о страховой выплате пишется потерпевшим самостоятельно в свободной форме, но при наличии исчерпывающего описания страхового случая.

Если страхователь предоставляет специальный бланк заявления, то его следует заполнять.

После случаев с летальным исходом потерпевшего от страхового случая, члены семьи умершего обращаются к страховщику виновного автомобилиста со свидетельством о смерти.
Сколько можно ездить без страховки после её окончания, объясняется в статье: сколько можно ездить без ОСАГО.

За сколько дней можно продлить полис ОСАГО, читайте здесь.

Что делать в первую очередь

Полис автогражданской ответственности предусматривает покрытие ущерба имуществу или здоровью не виновному страхователю, а – потерпевшим от его действий.

Поэтому в интересах жертв страхового случая своевременно обратиться к страховщику и сообщить о наступлении происшествия. Это и следует сделать в первую очередь.

Страховые случаи по ОСАГО при ДТП если виновник не установлен – это не новость в практике, поэтому следует собрать все доказательства с происшествия, нужные документы и сообщить в правоохранительные органы для разбирательства.

Намного проще пройдет следствие, если виновный автомобилист скроется без транспортного средства. Так, как номерные знаки помогут сразу же разузнать данные об этом водителе.

Если вы обратитесь с запросом к страховщику виновного автомобилиста максимально быстро, то позволите выбирать среди трех основных схем возмещения ущерба:

  • прямой выплаты («прямого урегулирования»);
  • оформление европротокола;
  • стандартной процедуры покрытия убытков.

Первые две схемы выплат считаются простыми и практически незатратными по времени, но они требуют обращаться с заявлением сразу же после наступления страхового случая.

Какие существуют сложности в определении страхового случая

С базовым понятием мы разобрались, однако это не означает, что мы имеем полное понимание сути страхового случая. С первого взгляда может показаться, что раз понятие СС базовое, то его законодательная трактовка должна быть максимально четкой и недвусмысленной.

На самом деле тут иная ситуация.

Зачастую, для какого-то конкретного происшествия с авто, его интерпретация как страхового случая может быть проблематична. И страховые компании, и юристы-представители страхователя, если согласие между сторонами не достигнуто, могут добиваться признания или оспаривания факта СС.

Более того, тут вообще пока что отсутствует исчерпывающая ясность, из-за чего решения по спорным происшествиям приходится выносить судам, постановления которых, как и мнения юристов, далеки от полного консенсуса.

Давайте попробуем разобраться в чем сможем своими силами.

Почему законодательное определение страхового случая не исчерпывающе?

Если сравнить общепринятую практику ОСАГО и то, что написано по сути страхового случая в соответствующих законах, в глаза бросится явная недосказанность и даже противоречие.

Смотрите: все СК признают факт наступления СС если передвигающееся ТС нанесло ущерб. То есть если автомобиль-виновник на момент причинения ущерба не находился в движении, то СС не наступает – и это общепринятая страховая практика.

А что говорит закон? По определению ФЗ № 40 СС (там это называется автогражданская ответственность) наступает после происшествия, повлекшего вред (здоровью/жизни) или ущерб (имуществу) для потерпевших при использовании ТС.

Улавливаете суть противоречия? Формулировка «использование транспортного средства» может означать более широкий спектр происшествий, чем с уточнением «при движущемся ТС». И как следствие этого казуса, в некоторых судах наступление СС трактуют шире и выносят решения, на которые СК потом подают апелляции.

Какое мнение по поводу страховых случаев может быть у судов?

Да, большинство судов, работающих в рядовом бюрократическом режиме, выносят свои решения, не особенно отклоняясь от традиционной трактовки СС. Однако есть суды, где юристы читают и вникают в суть существующего законодательства и их постановления причиняют большую головную боль СК.

Пример? Пожалуйста.

Возьмем классический случай с ущербом, причиняемым открываемой дверью машины: на стоянке близко друг к другу стоят два автомобиля. В одном из них резко открывается дверь, в результате чего кузову соседней машины наносится повреждение. СК наотрез отказываются признавать это СС, но есть немало автомобилистов, таки добившихся этого признания в суде.

На основе вышеупомянутого мной казуса с движением/использованиям авто, некоторые юристы и судьи обоснованно относят приведенную в движение дверь к разновидности процесса движения ТС и его использования. Ведь автомобильная дверь является составной частью ТС и приведение ее в движение означает, что его произвела вся машина, т. к. она есть механизм сложной конструкции.

Некоторые суды поступают более просто, рассматривая исковые заявления спорных дел по ОСАГО с ущербом при ДТП, без использования юридической казуистики. Решение принимается на основе факта выдачи справки о ДТП инспектором ДПС: есть такой документ, СС подтверждается – нет, значит нет.

Страховые случаи по ОСАГО

Автовладельцы, покупающие полис обязательного автострахования надеются на то что, благодаря ему потерпевший сможет получить возмещение на восстановление поврежденного в автомобильной аварии ТС без каких-либо проволочек.

Но страховые организации не всегда признают страховые случаи (СС), даже если у застрахованного автомобиля имеются повреждения различного характера.

То есть, страховой компании важно, чтобы принимая заявление от страхователя пострадавшего в аварии было подтверждено наличие виновной и пострадавшей стороны, место происшествия, подходящее под СС и другие обстоятельства. В противном случае такое событие по ОСАГО не признают страховым.

Сам полис обязательного автострахования защищает автовладельца от материальных взысканий, которые могут на него наложить в случае признания его виновным в автокатастрофе. Автостраховка в этом случае покрывает ущерб пострадавшему лицу как бы от лица виновника.

Следовательно, по факту нанесения вреда расплачивается не инициатор аварии, а его страховая компания. Но, чтобы страховщики выплатили компенсацию нужно знать, что входит в страховой случай по ОСАГО, чтобы понапрасну не терять время на подачу заявления и заранее знать в каком случае последует отказ.

В 2019 году согласно действующему ФЗ «Об ОСАГО» существует всего несколько ситуаций, которые входят в перечень страховых случаев, а именно:

  • Событие, произошедшее на дорогах и прилегающих к ним территорий, в результате чего пострадали люди и их жизнь. Признаком СС в этой ситуации является вред здоровью и жизни, который получили невиновные автовладельцы, их пассажиры или пешеходы.
  • Событие, произошедшее в результате движения ТС по дороге, в котором пострадало имущество невиновного автовладельца. Тут под СС попадает исключительно автотранспортное средство потерпевшего.

Именно две эти ситуации являются страховым случаем по ОСАГО, но каждая из них имеет определенные тонкости при определении. Чтобы разобраться подробнее рассмотрим примеры.

Фото 1

Понятие страхового случая

Законодательство

Чтобы разобраться с тем, что именно входит в страховой случай по ОСАГО, стоит изучить федеральный закон ФЗ№40. В нем зафиксированы все основные данные. Вот выжимка именно про страховые случаи:

  • В страховой случай по ОСАГО входят события, в которых гражданин попал в аварию за рулем транспортного средства;
  • В этот момент у него был непросроченный полис ОСАГО;
  • В аварии был причинен вред другому имуществу или здоровью других людей.

В том же законе прописан максимальный размер компенсации по ОСАГО – имущественный 400 тысяч рублей, ущерб здоровью 500 тысяч рублей.

По закону для признания страхового случая нет никакой разницы, оформлялось ли ДТП водителями самостоятельно, через заполнение европротокола, или же привлекались силы сотрудников полиции. Но стоит помнить, что если водители сами заполнили извещение, то сумма компенсации в регионах ограничена (по последним поправкам в закон об ОСАГО) 100 тысячами рублей. Для «столичных» городов и областей – 400 тысяч рублей.

Критерии страхового случая

Чтобы страхования компания признала событие страховым случаем, необходимо, чтобы в аварии была совокупность сразу нескольких критериев:

  • Наличие полиса. Если у виновника аварии нет полиса ОСАГО, то пострадавшему автомобилисту придется подавать в суд на него и взыскивать компенсацию ущерба.
  • Движение транспортного средства. Если автомобиль стоял на парковке, водитель открыл дверь и задел другую машину - это не страховой случай по ОСАГО.
  • Ущерб нанесен именно в этой ситуации. Как ни странно, этот критерий пострадавшая сторона достаточно часто пытается обойти – то есть пытается получить компенсацию по ОСАГО не только за полученную в аварии царапину, но и за другие повреждения авто.
  • Наличие виновника в аварии. Это одно из ключевых требований ОСАГО. Что входит в страховой случай с этой точки зрения, а что нет? Все просто – если в вашу машину врезались, то виновник в аварии есть. Если вы обнаружили помятую машину на парковке, а виновника установить не удалось – то это не страховой случай по ОСАГО.

Сроки обращения и рассмотрения

Чтобы не получить отказ в выплате потерпевшая в автокатастрофе сторона должна предоставить заявление в страховую компанию в течение определенного времени. Срок оповещения страховой компании о случившемся ограничен и для инициаторов аварии.

Желательно, обращаться к страховщику сразу же, как только факт ДТП был зафиксирован, но у обеих сторон есть несколько дней. Так, «автогражданка» сможет возместить ущерб только, если страхователь обратится в компанию по факту ДТП не позднее 5 дней с момента происшествия.

Подав заявление необходимо взять справку со страховщика, в которой будет указана дата приема заявления. Именно с этого момента и пойдет время, отведенное страховщику на рассмотрение заявления, осмотр автомобиля, а также выплату компенсации. На это СК отводится 15 дней.

Возможен ли страховой случай без ДТП?

Из содержания Закона «Об ОСАГО» следует - если факт ДТП документально зафиксирован не был, то и рассчитывать на то, что страховая организация будет что-либо выплачивать не стоит. Как уже было отмечено выше, случай должен быть связан с дорожным движением. Если же есть необходимость застраховать транспортное средство от всевозможных рисков, не связанных с авариями на дороге (стихийные бедствия, угон, пожар, самопроизвольное возгорание и прочие неприятности), нужно вдобавок оформлять полис КАСКО.

Однако в данной ситуации есть одно исключение. Многие компании любят навязывать клиенту дополнительные услуги, одними из которых являются программы страхования от ущерба и страхования от угона. Поэтому если клиент принял решение дополнительно включить в полис одну из данных программ, то, разумеется, при наступлении предусмотренного страхового события ему будет выплачиваться денежная компенсация.

Когда страховщики не признают страховые случаи?

В разделе втором «Правил ОСАГО» (п. 8 и 9, куда входит много подпунктов) перечислены виды ущерба, которые не признаются страховыми случаями. Давайте посмотрим, что туда относится.

Положения пункта 8 «Правил ОСАГО»

Согласно пункту 8, при определенных ситуациях, СК отказывают в возмещении причиненного ущерба, даже если таковой имеет все частные признаки страхового случая.

То есть, данный пункт предусматривает законный отказ от страхового возмещения вне зависимости от наличия факта СС, моментов регресса, суброгации и т. п. – просто отказывают и все.

Все эти ситуации (за исключением одного положения) имеют чрезвычайный характер. Вот их список:

  • Обстоятельства неодолимой силы – в основном это стихийные бедствия, но сюда же могут относиться и некоторые виды несчастных случаев (подпункт (пп) «а»);
  • Радиационная опасность – сюда входит не только радиоактивное заражение, но и весь ущерб от возможных сопутствующих причин: повреждение электросистемы авто электромагнитным импульсом, воспламенение от первичного излучения, механические повреждения от действия взрывной волны. В общем – весь ущерб машине и людям при ядерной атаке или радиоактивной аварии СК не оплачиваются (пп. «б»);
  • Война – при любых видах конфликта, классифицируемого как военного (отечественная или гражданская война), ущерб авто и людям СК не оплачивается (пп. «в», «г»);
  • Народные волнения – сюда входят все конфликты, классифицируемые не как военные: контртеррористические операции, восстания, революции, стачки, забастовки и т. п. Вред людям и ТС в этих случаях СК не возмещают (пп. «г»);
  • Умышленный или ответственный вред – не оплачивается ущерб по умыслу потерпевшего и тому, кто является виновником ущерба (пп. «а» и п. 8.1).

Положения пункта 9 «Правил ОСАГО»

В девятом пункте собраны ситуации, при которых происшествие не будет засчитано как страховой случай. То есть, то, что не является СС, хотя для некоторых пунктов возможно компромиссное урегулирование вопроса по выплатам.

Итак, вот список не страховых случаев по законодательной версии:

  • Не указанное в полисе ОСАГО ТС – если машина, причинившая ущерб, не указана в страховом полисе водителя-виновника, то он платит возмещение из своего кармана (пп. «а»);
  • Моральный ущерб – по ОСАГО моральные страдания не возмещаются. А что делать, если они есть? Обращаться в суд – там подобные выплаты возможны (пп. «б»);
  • Упущенная выгода – по ОСАГО упущенная выгода не возмещается, но ее можно стребовать в суде, если подобный факт можно проверить и провести по нему точный расчет (пп. «б»);
  • Учебная езда, испытания и соревнования – СК не оплачивают ущерб, нанесенный в перечисленных случаях, т. к. присутствует высокий коэффициент риска, который, при желании, может быть застрахован по другим страховым программам (пп. «в»);
  • Экологический вред – ущерб окружающей среде по ОСАГО не возмещается. Это образец законодательной недоработки, т. к. порча зеленых насаждений, к примеру, явно относится к возмещаемому ущербу (пп. «д»);
  • Ущерб от перевозимых грузов – для этого имеются особые формы страхования, смотря какие документы об уровне опасности имеет перевозимый груз (пп. «д»);
  • Вред здоровью/жизни официальному персоналу в рабочее время – в этом случае все расходы по компенсациям несет работодатель пострадавших или выплаты проходят по линии социального/медицинского страхования (пп. «е»);
  • Убыток работодателю вследствие вреда его работникам – все это также возмещается другими видами страхования (пп. «ж»);
  • Ущерб, причиненный ТС (а также грузу) его водителем – по ОСАГО виновником и потерпевшим одно лицо быть не может (пп. «з»);
  • Разгрузочно-погрузочные работы – ущерб при погрузке и разгрузке ТС по ОСАГО не оплачивается (пп. «и»);
  • Ущерб предметам высокой или нематериальной ценности – ОСАГО не оплачивает ущерб от порчи движимых или недвижимых предметов высокой ценности (исторические сооружения, драгоценности, антиквариат, дензнаки, ценные бумаги, произведения искусства, объекты интеллектуальной собственности, поклонения верующих и т. п.) (пп. «л»);
  • Ущерб превышающий указанный в договоре лимит – все расходы по возмещению вреда и ущерба, свыше страхового лимита пострадавшему выплачивает виновник. Лимиты могут быть увеличены расширением автогражданки (пп. «м»);
  • Вред здоровью/жизни пассажиров – в случае, если ТС официально использовалось для пассажироперевозок, для чего предусмотрено особое страхование (пп. «н»);

На этом список страховых исключений закончен, хотя тут указаны лишь основные причины, т. к. полного списка, учитывающего особенности всех возможных ситуаций, составить нельзя.

В следующей статье я расскажу о том, что является страховыми случаями.

Статья в тему: Что входит в страховой случай по ОСАГО и как его определить? + жизненные примеры

Что входит

Фото 3

Страховым случаем называют наступление гражданской ответственности автомобилиста в результате причинения повреждениям жизни, здоровью или автотранспорту потерпевшего или потерпевших с использованием своего транспортного средства.

Результатом происшествия стает обязанность виновника осуществлять страховую выплату.

Намного проще решается данные вопрос, если у потерпевшего и виновного автомобилистов один и тот же страховщик, потому что это позволяет более быстро провести расследование и разобраться с бюрократическим нюансом.

Различают два типа страховых случаев:

  • в результате дорожно-транспортного происшествия;
  • без ДТП.

Проанализируем все случаи данных типов страховых случаев, что позволит правильно классифицировать собственный случай и выбирать правильный алгоритм действий.

В страховой случай по ОСАГО при ДТП

Действующий закон «Об ОСАГО», а именно – статья 7, согласно которой составляли полисы автогрожданки, регулирует вопрос страховых случаев. Также в ней указано о выплатах по ОСАГО, если страхователь стал виновником происшествия на дороге.

Данное законодательство предусматривает:

Законодательство предусматривает то, чтобы случаи ДТП рассматривались страховщиками в 20-дневный срок. При этом максимальная сумма в отдельных случаях может составлять лимит в 400 тысяч рублей.

А СК следует известить о происшествии на дороге не позже, чем за 15 дней после аварии.

Без ДТП

Существует и другая категория страховых случаев, причиной которых стает не авария во время езды. Такие происшествия также расцениваются как убытки имуществу автовладельцев, потому что не всегда транспортное средство можно найти или восстановить.

Страховыми случаями без ДТП считаются:

  • угон;
  • умышленный поджог или самовозгорание транспортного средства;
  • стихийное бедствие;
  • умышленный вред третьих лиц.

Чтобы получить своевременную выплату в любом из перечисленных случаев, следует максимально оперативно провести расследование и собрать нужные документы, которые помогут разъяснить обстоятельства случившегося страховщикам.

Каким законодательством определяется страховой случай?

Фото 4

Определение страхового случая (СС) – это одно из главных понятий ОСАГО. Однако в законодательных нормативах ему, на удивление, уделено немного внимания.

Вот список документов, в которых указывается что такое СС:

  • ФЗ № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС» (от г., ред. от г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с г.), ст. 1, абзац 11;
  • ФЗ № 306 «О внесении изменений в Федеральный Закон № 40» (от , ред. от г.), ст. 1, п. «б»;
  • Постановление Правительства РФ № 263 «О правилах ОСАГО» (от 7 мая 2003 г.), раздел второй;
  • Положение Центробанка РФ № 431-П «Об ОСАГО» (от 19 сентября 2014 г.).

Однако все эти документы описывают страховой случай скупо и недостаточно для полного понимания предмета не только простыми автомобилистами, но даже страховщиками, автоюристами и судебными органами.

Например, в законе № 40, а именно этот нормативный акт отвечает за терминологию и определения связанные с ОСАГО, разъяснению сути СС уделен один небольшой абзац в 35 слов (ст. 1, абзац 11).

В ФЗ № 306 для СС отведен целый раздел (второй), но в нем основной объем текста занимает определение страховых исключений, а по поводу понятия СС нет ничего, что могло бы дополнить положение из ФЗ № 40.

Соглашение об урегулировании

Законопроект об ОСАГО, который был заверен Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в июне прошлого года гласит о том, что как только страховщик исполнит свои обязательства в аспекте страховых выплат в требуем размере, без дополнительных независимых экспертиз, страхователь и пострадавший не могут требовать дополнительную компенсацию.

Документ, который фиксирует тот факт, что стороны удовлетворены размером и условиями проведения компенсации, свидетельствует соглашение об урегулировании страхового случая по ОСАГО.

Практика показывает, что страховщики хитростью требуют от своих клиентов подписывать такую официальную бумагу, чтобы снять с СК обязательства.

Этот документ содержит все основные данные страховом случае и о произведенных выплатах потерпевшему.

Скачать образец соглашения.

Важным пунктом является «Стороны пришли к соглашению», который подписывается участниками и свидетельствует об отсутствии претензий в адрес страховой компании.

Общие понятия

Страховой случай по ОСАГО — любое обстоятельство, в результате которого автовладелец, управляющий застрахованным автомобилем, причинил вред имуществу и/или нанес ущерб здоровью иных лиц, находящихся в другом ТС. При этих обстоятельствах страховщик обязан возместить ущерб пострадавшему лицу.

Перечень обстоятельств, признаваемых нестраховыми, содержится в том же Законе. При этом он более конкретный, чем список тех, что являются страховыми. Но обо всем подробнее.

Критерии для признания случая страховым

Согласно вышеупомянутому закону, страховой случай по ОСАГО наступает при выполнении двух основных условий:

  1. Наличие виновника ДТП, в отношении которого будет действовать такое понятие, как гражданская ответственность. Соответственно, участников аварии должно быть не меньше двух: виновник и потерпевший (которому будет возмещен ущерб путем выплаты ему компенсации от страховой компании). Вот примеры соответствующих страховых и нестраховых событий для данной ситуации: Страховое событие: Водитель отвлекся и не успел затормозить перед пешеходным переходом, из-за чего врезался в стоящий впереди автомобиль. Нестраховое событие: Гражданин, выйдя из торгового центра, обнаружил вмятину на багажнике машины. Свидетелей произошедшего не нашлось, вследствие чего не был установлен и виновник происшествия.
  2. Ущерб должен быть нанесен при использовании виновником застрахованного транспортного средства (ТС). Согласно закону, таким использованием признается управление автомобилем, связанное с его движением по дорогам и прилегающих к ним территориям, на которых предусмотрено движение ТС. Вот примеры соответствующих страховых и нестраховых событий для данной ситуации: Страховое событие: Самосвал проезжал мимо оставленной на парковке машины и ненароком врезался в неё. Нестраховое событие: У находящегося на стоянке грузовика вывалился перевозимый им плохо закрепленный стройматериал и повредил соседнюю машину. Факта движения грузовика зафиксировано не было, а, следовательно, рассчитывать на то, что страховая организация будет покрывать ущерб – бессмысленно.

Полезные советы

  • При угоне ТС выплаты по ОСАГО не производятся, т. к. после угона факт управления авто законным владельцем исчезает, имейте это в виду. От угона можно застраховаться по другим программам.
  • При спорном страховом случае, если вы застрахованы в крупной компании (Росгосстрах, Ингосстрах, Ренессанс, Ресо и т. п.) и намерены с ней бороться, очень внимательно отнеситесь к сбору и оформлению всех документов, т. к. серьезные страховщики имеют специальный юридический штат для оспаривания претензий. Иногда хватает незначительной ошибки, чтобы надолго затормозить рассмотрение дела или проиграть его.
  • Истекший срок действия диагностической карты может стать причиной для аннулирования факта страхового случая для грузовых и пассажирских ТС, учтите это.

Действует ли ОСАГО во дворах и на парковке?

Многие автовладельцы интересуются вопросом - будет ли действовать полис, если ДТП произойдет не во время движения по дороге, а на территории парковки или двора, где машина была оставлена? Согласно содержанию закона, дворы и парковки являются прилегающими к дороге территориями, а, значит, относительно возникших там происшествий действуют точно такие же правила.

Следует помнить, что для данных территорий действуют стандартные требования к документам, предоставляемым в страховую компанию для получения выплаты. Попасть в серьезную аварию на парковке сложно, и дело в основном ограничивается мелким ДТП с небольшими повреждениями. Учитывая этот факт, водители зачастую не желают тратить на оформление бумаг слишком много времени, делают много ошибок в документах, и в конечном итоге потерпевшая сторона остается без денежной выплаты.

Кроме того, на стоянках по причине невнимательности нередко случаются происшествия, даже когда автомобили и потерпевшего и виновника вовсе не находятся в состоянии движения. Типичная ситуация такого рода – неосторожное открытие дверей машины, приводящее к повреждению близко стоящего автомобиля.  Данный инцидент не является ДТП, а значит Закон «Об ОСАГО» в отношении него действовать не будет.

Что такое страховой случай по ОСАГО?

Фото 5

Что ж, раз из законов мы мало что можем узнать, давайте попытаемся разобраться с понятием СС самостоятельно.

Итак, для базового определения страхового случая используется два основных критерия, отражающих суть и СС и автогражданки в целом.

Вот они:

  • Объектом страхования является автогражданская ответственность виновного лица за причиненный ущерб;
  • Субъектом страхования является движение транспортного средства (ТС) по определенным дорогам и территориям.

Исходя из этого страховым случаем считается факт нанесения вреда ТС, другому имуществу, и (или) ущерба здоровью/жизни потерпевшего (потерпевших) в результате движения ТС виновника по предусмотренным для этого дорогам (или территориям).

То есть, для признания случая страховым, нужна совокупность следующих факторов:

  • Факт страхования автогражданской ответственности (имеется действительный полис ОСАГО);
  • Факт движения ТС во время происшествия;
  • Факт нанесения ущерба при происшествии.

Исходя из всего вышеуказанного становится понятно, что не всякое происшествие, связанное с использованием автотранспорта, может быть признано страховым случаем.

Внимание! Помните, что ОСАГО страхует вашу автогражданскую ответственность перед пострадавшими. Для страхования самого автомобиля применяется оформление КАСКО.

Что собой представляет полис ОСАГО

Из расшифровки ОСАГО следует, что полис покрывает личную ответственность автовладельца перед третьими лицами.

Страховка не распространяется ни на транспортное средство (ТС), ни на жизнь или здоровье его собственника, а защищает исключительно права пострадавших в ДТП.

Стоимость и порядок оформления определяет государство. В частности, с помощью Федерального закона No40-ФЗ от г. А правила работы страховщиков регулируются Положением Центробанка No431-П от г.

Стандартный срок договора – один год. Страхователь может выбрать период страхования в зависимости от сезонности использования ТС, а также количество допущенных к его управлению лиц. Ущерб потерпевшему возмещает страховщик виновника. В некоторых случаях возможно прямое возмещение (своим страховщиком).

Возможно получить компенсацию от нескольких страховых компаний (СК), если ущерб нанесен не одним участником происшествия. Выплата может быть максимальной, а число таких «максимумов» в один страховой период не ограничивается. Механизм не совсем простой, но лишь на первый взгляд.

Если СК отказывает в выплатах

Если у СК нет законных оснований отказывать в выплатах, прежде всего необходимо получить письменное подтверждение отказа. А затем – воздействовать на страховщика законными методами по порядку:

  1. Отправьте жалобу в РСА или Банк России.
  2. Подайте судебный иск в райсуд по месту нахождения СК.

Если отказ будет признан необоснованным, страховщика обяжут выплатить компенсацию. Причем он заплатит еще неустойку (1% от страховой суммы) и пеню (% за день просрочки).

Страховым случаем не признают

В законе об ОСАГО перечислены несколько случаев, которые страховая не признает по ОСАГО. Приведем примеры.

Без статуса ДТП

В понятие страхового случая входит обязательное наличие факта ДТП. Неважно, как именно оно оформлено – с помощью европротокола или с привлечением сотрудников полиции. Если авария никак не зафиксирована, то признать событие страховым случаем довольно сложно.

Если автовладелец хочет получить страховку после событий, не связанных с ДТП, стоит заранее об этом позаботиться и приобрести полис КАСКО. Тогда водитель сможет рассчитывать на выплаты после угона, пожара и стихийных бедствий.

Другой транспорт

Водитель попал в ДТП за рулем автомобиля №1. У него есть полис ОСАГО, оформленный на автомобиль №2. В такой ситуации водитель пытается придумать, что входит в страховой случай по ОСАГО, но ответ прост – ничего. Если водитель виновник аварии – то с него будут требовать компенсацию нанесенного ущерба. Сотрудники полиции в любом случае должны выписать штраф за езду без страховки. Полис ОСАГО оформляется на автомобиль, а не на человека.

Особые риски

Если во время транспортировки особого груза, сопряженного с риском, произошла авария, страховой случай по ОСАГО не признается. Особые перевозки регулируются отдельным законодательством и подлежат страхованию в особом порядке.

Моральный ущерб

По ОСАГО у автовладельца не получится взыскать моральный ущерб или упущенную выгоду. Только компенсация причиненного автомобилю ущерба и компенсация за вред здоровью. В этом случае стоит оговориться – у автовладельца никто не отнимет право подать в суд на виновника аварии и попытаться взыскать средства в том числе за моральный ущерб. Но разговор о страховом случае по ОСАГО здесь уже не причем.

Нет возможности оценить ущерб

Автовладелец может самостоятельно лишиться возможности получить компенсацию за причиненный ущерб в аварии по ОСАГО. Это происходит, если после ДТП пострадавший самостоятельно ремонтирует свой автомобиль. В соответствии с п.10 ст.12 ФЗ-40 “Об ОСАГО” водитель обязан показать поврежденный автомобиль страховой компании. Повреждения устранены до демонстрации - нет возможности оценить сумму компенсации и получить выплаты.

Запомните, после ДТП необходимо оповестить страховую компанию о произошедшем событии – если оформлялся европротокол, то свою страховую компанию. Если вызывались сотрудники ГИБДД, то страховую виновника аварии. Не ремонтируйте свой автомобиль заранее, страховая может отказать в выплатах.

Бездействие водителей

Достаточно редкая, но возможная ситуация. Страховая компания может пойти на конфликт и попытаться доказать, что водитель бездействовал, поэтому-то и произошло ДТП. Таким образом страховщики попытаются отказаться от признания случая страховым и будут возражать против выплаты законной компенсации.

Другие варианты

Есть еще несколько ситуаций, когда прежде чем ругаться со страховыми компаниями стоит сначала подумать, что входит в страховой случай по ОСАГО:

  • Авария произошла на соревнованиях или во время езды по учебной автоплощадке или в иных местах, предназначенных специально для этого. Даже если на автомобиль куплен полис ОСАГО, требование компенсации по нему нецелесообразно;
  • Нанесение вреда здоровью в ситуациях, когда применяется другой тип страхования – индивидуальное или социальное страхование на предприятиях. Речь идет о повреждения, которые возможно получить на работе;
  • Причинение вреда в аварии ценностям, имеющим историческое или культурное значение – особые здания-памятники, грузы-антиквариат и прочее;
  • Просрочен срок уведомления страховой компании – автовладельцу необходимо оповестить страховщиков о произошедшем в течение пяти дней. Если этого не произошло – может последовать отказ в выплатах;
  • Повреждения автомобиль получил из-за груза, которые транспортировался во время езды – например, разбитое стекло при перевозке мебели;
  • Повреждения произошли из-за событий государственной важности – например, гражданской войны, забастовок или экологических катастроф;
  • Грузовой или пассажирский транспорт эксплуатировался без актуальной диагностической карты;
  • Повреждения получил автомобиль работодателя во время выполнения работником трудовых обязанностей.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • http://avtopravozashita.ru/avtostrahovanie/osago/strahovye-sluchai-po-osago.html
  • https://kulikavto.ru/osago/strahovoj-sluchaj-po-osago-eto-chto.html
  • https://insurekind.com/osago/chto-takoe-strahovoj-sluchaj-po-osago
  • https://damages.ru/articles/chto-yavlyaetsya-strahovym-sluchaem-po-osago
  • https://insur-portal.ru/osago/strahovye-i-nestrahovye-sluchai-po-osago
  • https://zakoniavto.ru/dtp/strahovyie-sluchai-po-osago.html
  • https://1avtoyurist.ru/straxovanie/osago/osago-straxovoj-sluchaj.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий